Страница председателя Ассоциации учителей физики и астрономии,

                                            учителя физики Кузьмичевой Т.Ю.

 

 

Председатель Ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области.

Астрономический вестник.

 

1. Э С С Е

  

            

http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=200902415  

Я - Тамара Юрьевна Кузьмичева -  родилась в прекрасном городе, расположенном в месте слияния Оки и Волги, -  в Нижнем Новгороде.

Закончив в 1973 году физический факультет Нижегородского педагогического института и получив специальность «Учитель физики и астрономии», 43 года проработала в школах г. Дзержинска, Нижнего Новгорода. Сегодня  я - учитель МАОУ лицея г. Бор!

С первых дней работы я поняла, что профессия учителя (тем более учителя физики) требует непрерывного творчества. Серьезная подготовка к урокам, освоение новых педагогических технологий, создание системы научной организации труда учителя – вот  проблемы, которые начала решать уже с  первых лет   своей работы.

          В моей практике - разработка  и внедрение в учебный процесс авторских программ: «Физика-астрономия – 7-9», элективный курс «Физика планеты Земля», элективные курсы «Решение задач повышенной сложности для 8,9-х классов», сертифицированные Нижегородским  институтом развития образования.                                         

            Многие  мои ученики становились  студентами различных ВУЗов  Нижнего Новгорода, МФТИ, МГУ, СПбУ, работают за границей, выбрав профессии инженеров, ученых, связанных с физикой, космонавтикой.

                    Подготовлен  не один десяток победителей городских, областных и всероссийских олимпиад по физике и, особенно, по астрономии. Мои ученики успешно выступали и на Международных астрономических олимпиадах стран СНГ, и на Астрономических турнирах городов.

Мое педагогическое кредо: «Учитель - это образ жизни, это – «вечное наслаждение творчеством» …

Поэтому, творчество и моих учеников присутствовало всегда. Ежегодно мои  ребята принимали  участие в конференциях различного уровня и становились  лауреатами. Мои  ученики побеждали на конференциях: Российские Чтения-конкурсы памяти С.А. Каплана, «Эксперименты в космосе», «Космический патруль», «Поволжские конференции» (г. Казань), «Меня оценят в XXI веке», «Харитоновские чтения», «Интеллектуальное возрождение»,  НОУ «Эврика», НОУ ННГАСУ и др.

 

           

     Мое творчество - это печатные труды, разработки различных уроков, тем, внеклассных мероприятий. Много моих статей можно найти в журнале «Физика. Первое сентября», “Физика в школе”, в Фестивале «Открытый урок» издательства «Первое сентября», во Всероссийском Банке педагогических идей (г. Обнинск). Список статей и адреса их поисков можно увидеть дальше.

Есть много интересных конкурсов, в которых участвовала и побеждала и я. Например,:

·      «Педагогический совет», «Навыки будущего» (Интеллект будущего. Малая академия наук,  г. Обнинск),

·      конкурс для учителей «Наставник» («Лифт в будущее», МГУ),

·      даже Всероссийский  конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», проводимый Российской   Епархией Русской Православной  Церкви (Московский Патриархат) и Министерством  образования и науки.

 

            Сегодня я являюсь председателем Ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области. В нашей Ассоциации активно работают 162 члена Ассоциации. Выпускаю «Вестники» Ассоциации, через которые проходит широкое сотрудничество членов Ассоциации. Последние выпуски можно прочитать на сайте Ассоциации www.aufia-nn.ru, который активно ведет Президент нашей Ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области народный учитель РФ Пигалицын Лев Васильевич.

Активно сотрудничаем с ИПФРАНом (Институт прикладной физики Российской Академии наук), с Нижегородским планетарием, с ПОЦАКо, с ННГУ.

            Имею множество благодарностей, призов, наград. Но особенно горжусь званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» и стараюсь его постоянно подтверждать, горжусь медалью Федерации космонавтики «Первый ИСЗ (искусственный спутник Земли)», медалью  «Юрий Гагарин», званием победителя Приоритетного национального проекта «Лучший учитель - 2006».

            Вместе со своими учениками объездила в экскурсиях и, особенно, в экспедициях, всю Нижегородскую область и половину нашей необъятной России. И меня, и   моих   учеников  интересовало все: и тайны Ичалковского бора, и карсты Нижегородской области, и космические старты с Байконура!  Но наиболее интересными экспедициями были многолетние исследования, связанные с  поисками доказательств метеоритной гипотезы происхождения озер Заволжского края: Светлояра, Нестияра, Кузьмияра. А, также, изучение оползней и их прогнозы на территории Нижнего Новгорода и близлежащих районов.

 

               

               

Вот как описывает журналист Нижегородской газеты рассказы учеников  об учителе -  Кузьмичевой Тамаре Юрьевне: «С ней всегда очень интересно. Так, во время экскурсии в Звездный городок Тамара Юрьевна посадила в раритетное кресло Юрия Гагарина одного из учеников, и мы все его успели сфотографировать, пока работники музея этого не видели. А однажды она вместе с учениками в одной из экспедиций заблудилась в Воскресенских (Заволжских) лесах и прошагала 70 километров, выйдя в лагерь лишь поздно ночью. Было страшно… – но  все обошлось хорошо».  Журналист продолжает:   «Нам удалось побывать на первом уроке в десятом классе, который Кузьмичева Тамара Юрьевна давала в этом году. Поверьте, это очень интересно и увлекательно! Самому даже захотелось вернуться в школу и начать учить физику. Наверное, если бы все учителя были такими, не было бы в мире войн, проблем и … плохих учеников». И мне эти добрые слова очень приятны!                                                                                       

Хорошо запомнилось участие во Всероссийском съезде  учителей физики в МГУ (2011 г.), общение с коллегами – физиками.

 

                       

Кузьмичева Тамара Юрьевна

МАОУ лицей

Россия

г. Бор Нижегородской области

 

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

средствами урока физики или астрономии

16 июня 2017 года

 

Заглянем на урок физики.

         Известная мудрость гласит: «Нас завораживает огонь, журчащая  вода и …звездное небо!»   Посмотрим на звездное небо и … увидим звезды совсем по-другому.

Мы знаем, что если поставить на пути луча от светящегося объекта простую стеклянную призму, то можно получить спектр: результат разложение белого  луча на цвета (демонстрация спектра на экране).  Это явление дисперсии света изучил еще 500 лет тому назад великий Исаак Ньютон.

         Спектр дал науке огромную информацию о строении тел. А именно, из каких химических элементов состоят все  вещества на Земле и в космосе. И сейчас по спектрам излучения и поглощения (не вдаваясь в их происхождение), мы и узнаем, из каких элементов состоят, например, звезды!

1. Погружаемся в профессию астрофизиков. Мы – сотрудники лаборатории спектрального анализа астрономической обсерватории.

Приготовим Маршрутную карту № 1. Выполним задание №1!

(В маршрутной карте дается задание: провести спектральный анализ Солнца по приведенному спектру и выявить в нем наличие железа)

Вывод: да, спектральные  линии железа обнаружены. Значит, на Солнце присутствуют атомы (точнее ионы) железа (причем, в достаточном количестве!)

      2.  Приготовим Маршрутную карту № 2. Выполним задание №2!

Перед нами – спектры 1-Солнца, 4- звезды Сириус, 5- звезды Бетельгейзе. А между ними – эталоны спектров излучения 2- водорода и 3- гелия!

Составьте научный отчет о данных звездах!

Вывод: В Солнце и Сириусе присутствует много водорода (молодые звезды), в в Бетельгейзе кроме водорода присутствует достаточно гелия! (старая звезда).

Физика работает и в криминалистике!

Известно в науке следующее. Наполеон последние годы провел в изгнании на острове Святой Елены. Там он тихо скончался.  Через годы после открытия метода спектрального анализа криминалисты выяснили по спектру срезанных волос: Наполеон был отравлен малыми постепенными дозами мышьяка.

Теперь мы погружаемся в профессию криминалистов!

3. Приготовим Маршрутную карту № 3. Выполним задание №3: определить наличие яда в тканях стенок желудка погибшего.

Вывод: сравнивая эталон со спектром образца материала потерпевшего дается заключение о том, что в тканях стенок желудка присутствует мышьяк.

4. Приготовим Маршрутную карту № 4. Выполним задание №4: определить наличие следов крови на образцах одежды подозреваемого в убийстве.

 Спектр 1- эталон спектра крови человека (содержит гемоглобин). Спектр 2: кровь на одежде подозреваемого в убийстве.

Вывод: на образцах одежды подозреваемого присутствует кровь.

Мы погрузились в профессии астрофизиков и криминалистов. Какие знания мы использовали?

- Нами были использованы сведения о спектральном анализе.

Общий вывод: проводя небольшие исследования, мы стали частично компетентны в данных областях применения спектрального анализа, получив интересный и полезный материал.

ФГОСы II поколения диктуют нам, что должно быть:

«…- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

         Исследования в школе легко включаются в классно-урочную систему. Развитие поисковой активности на уроках, нестандартные задачи, проблемные вопросы, наблюдение экспериментов, парадоксы и т. д. - все это создает условия для нахождения тем исследования, выбора методов исследования.

         Исследовательский урок часто проявляется даже незапланировано (через интересные задачи, опыты).  Но если учитель создал систему исследовательских уроков, то она обязательно даст свои плоды в развитии учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.  Над такой системой исследовательских уроков и работает автор статьи.

Приведем пример уроков и тем в названной системе:

·       "Наблюдение за кипением воды" в 8,10 классах в теме "Тепловые явления" позволяет выбрать несколько направлений исследований для ребят:

- условия кипения;

- различия в процессе кипения для разных жидкостей и растворов;

- связь кипения жидкостей и внешнего давления    и т.д.

·       "Методы определения ускорения свободного падения" (9,10 классы);

·       "Поведение тела в "мертвой петле", перегрузки (9,10 классы);

·       "Спектральный анализ в криминалистике, астрофизике и т.д."              (11 класс).

Направленный поиск исследовательских тем на уроке физики и на материале астрономической компоненты обязательно дают свои результаты. Так, в текущем учебном году автор подготовила с ребятами 17 учебно-исследовательских работ (8-10 класс) средствами исследовательских уроков. Конечно, уровень работ  - разный. Но есть над чем работать. Важно, что опора на программу базовых курсов физики  позволяет реализовать исследовательский подход на всех ступенях.

         В заданиях ЕГЭ стали появляться и практико-ориентированные задачи. Что пересекается с учебно-исследовательскими установками. Это говорит о важности таких заданий.

         Индивидуальные исследования углубляют знания базового компонента школьной программы, но  могут выходить и за рамки школьного курса. И, конечно, очень ценны и результативны исследования, проводимые совместно с вузами или исследовательскими институтами под руководством квалифицированных научных сотрудников (о чем мечтают все учителя).

 

 

Есть очень мудрое суждение – изречение – мысль:

«Два человека смотрели в окно. Один видел грязь на улице, другой – синее небо и летающих радостно птиц.»

Вот и я в своей работе с ребятами в школе вижу синее небо и высокий полет своих учеников!

 

Предлагаю интересную подборку мудрых изречений о науке.

 

Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов.

Никколо  Макиавелли (ит. 1469-1527)

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 г.г.)

Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово.

Вильям Шекспир (1564-1616)

Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.

Ян Амос Коменский (1592-1670 г.г.)

Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.

Эйнштейн Альберт 

 

...когда вы изучаете другой язык, вы узнаёте, как другой народ видит мир, вселенную.

Сэмюэль Дилэни, «Вавилон-17»

Когда любишь Искусство, никакие жертвы не тяжелы.

О. Генри, «Из любви к искусству»

Знание входит в открытые двери.

Николай Рерих, «Сердце Азии»

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. 

                                                                                                       (Леонардо да Винчи)

Гениальные идеи приходят тем, кто заслужил их упорным трудом

академик В. И. Вернадский

При изучении наук примеры полезнее правил.

Исаак Ньютон

Только в конце работы становится ясно, с чего надо было начать.

Блез Паскаль

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс (Тибо)

Признак знатока - способность научить

Аристотель

Сотри случайные черты.  И ты увидишь: Мир прекрасен!

Александр Блок

"Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед."

Аристотель

"Кто мало думает, тот много ошибается."

Леонардо да Винчи

"Мудрость лишь в истине."

И. В. Гете

"Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию."

Ф. Жолио-Кюри

 

"Наука должна служить только добру! Нельзя допускать, чтобы она опережала уровень нравственности."

Ж. Верн

"Спрашивайте природу, она хранит все истины и на вопросы ваши будет отвечать вам непременно и удовлетворительно."

Р. Бэкон

Предлагаю примеры моих печатных работ!

Всегда помогу  их найти тем, кто заинтересуется!

   Научно – методические публикации

учителя Кузьмичевой Т.Ю. в профессиональной прессе

(на март 2016 г.)

№ п/п

Тема образовательного

 проекта

Печатный орган

Дата

Уровень издания

Муниципальный

Региональный

Всероссийский

1.

Статья «Интеграция в обучении физике»

городской методический сборник учителей физики

1998 г.

г. Дзержинск

 

 

2.

Сборник «Экзаменационный материал по физике»

городской методический сборник учителей физики

2006 г.

г. Дзержинск

 

 

3.

Статья «Астрономия на уроках физики»

«Познавая Вселенную» (вестник Нижегородского планетария и ассоциации учителей физики и астрономии)

2002 г.

 

г.Н.Новгород

 

4.

Статья «Иоганн Кеплер и его идеи»

Журнал «Физика в школе» №4, 1999г.

1999г.

 

 

г. Москва

5.

Статья «За что сожгли Джордано Бруно»

Журнал «Физика в школе» №3, 2000г.

2000г.

 

 

г. Москва

6.

Статья «О «понятных» рисунках и схемах на уроках астрономии»

Журнал «Физика в школе» №4, 2002г.

2002г.

 

 

г. Москва

7.

Публикация разработки урока  в рубрике «Иду на урок» «Строим дом» (8 класс)

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября» № 18, 2005 г. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200501805

2005 г.

 

 

г. Москва

8.

Защита работы «Организация экспедиций учащихся как одно из средств развития их творческих способностей» (лауреат)

Тезисы VI Российских Чтений-конкурса памяти С.А.Каплана

2003 г.

 

 

г. Нижний Новгород

9.

Статья «О создании системы единого астрофизического образования на базе курса физики 7-9 классов в основной школе»

Тезисы материалов всероссийской научно-практической конференции по астрономии

2003 г.

 

 

г. Нижний Новгород

10.

«О создании системы единого астрофизического образования на базе курса физики 7-9 классов в основной школе»

Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»

2004/2005 уч. г.

 

 

г. Москва

11.

Элективный курс по физике «Физика Земли» (10 класс)

Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»

2005/2006 уч. г.

 

 

г. Москва

12.

Открытый урок по теме «Сила тяжести. Сила тяжести на различных небесных телах» (7,9 классы)

Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»

2006/2007 уч. г.

 

 

г. Москва

13.

Защита работы «Итоги апробации элективного курса «Физика Земли» (диплом с поощрением)

Тезисы X Российских Чтений-конкурса памяти С.А.Каплана

http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200701011

2007 г.

 

 

г. Нижний Новгород

14.

Статья «В поисках озер метеоритного происхождения»

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября» № 8, 2007 г. http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200700803

2007 г.

 

 

г. Москва

15.

Статья «Из опыта работы по элективному курсу «Физика Земли»

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября» № 16 , 2007 г. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200700402

2007 г.

 

 

г. Москва

16.

Статья «Формирование научной и профессиональной компетенций»

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября» № 8, 2007 г. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200801601

http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200800206

2007 г.

 

 

г. Москва

17.

Разработка  урока «Экскурсия на строительную площадку» (7 класс)

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября»      № 20, 2007 г. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200701112

2007 г.

 

 

г. Москва

18.

Деловая игра по физике.

Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»

2007/2008 уч. г.

 

 

г. Москва

19.

Обобщающий урок по физике  «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого…» (11 класс)

Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»

2008/2009 уч. г.

 

 

г. Москва

20.

«Формирование научной и профессиональной компетенций у обучающихся  на уроках физики».

Труды ИПФ РАНа

май 2008 г.

 

г. Нижний Новгород

 

21.

Статья «Научно-исследовательская и творческая деятельность педагогов и обучающихся как одно из условий развития современной гимназии»

Информационно-методический банк «Педагогический олимп» общественной Малой Академии наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск)

2008 г.

 

 

г. Обнинск

22.

Статья – выступление  «Элективный курс «Физика Земли»

«Новые технологии в преподавании астрономии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции

2009 г.

 

 

Г. Нижний Новгород

23.

XII Российские Чтения-конкурс памяти С.А.Каплана .

 «Организация обучающихся для подготовки виртуальной космической экспедиции к экзопланете через коллективную проектную деятельность»

 (Диплом 2 степени)

Тезисы XII Российских Чтений-конкурса памяти С.А.Каплана

Апрель 2009 г.

 

 

г. Нижний Новгород

24.

«Организация виртуальной экспедиции на экзопланету через комплексную коллективную деятельность обучающихся»

Всероссийская конференция «Астрономия и культура» (Нижегородский планетарий)

(Сборник работ)

2009 г.

 

 

Г. Нижний Новгород

25.

«Урок творческих задач по данным Интернета и собственным наблюдениям учащихся»

Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»

2009/2010 уч. г.

 

 

г. Москва

26.

Статья – разработка урока  «Памяти учёных: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого»

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября»      № 2, 2010 г.

http://fiz.1september.ru/articles/2010/02/07

2010 г.

 

 

г. Москва

27.

Статья «Коллективная проектная деятельность как технология организации деятельности обучающихся»

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября»      №4, 2010 г. http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=201000402

2010 г.

 

 

г. Москва

28.

Статья «Первый урок после летних каникул»   «Задачи из карстовых пещер»

Методическая газета «Физика» издательства «1 сентября»      № 15, 2010 г.

2010г.

 

 

г. Москва

29.

Статья «Семинар «Определение ускорения свободного падения»

Методический журнал «Физика» издательства «1 сентября»      № 22, 2010 г.

2010 г.

 

 

 

 

г. Москва

30.

Статья «Космические Колумбы»

Методический журнал «Физика» издательства «1 сентября»      № 2, 2011 г.

2011 г.

 

 

г. Москва

31.

Работа «Физико-астрономическое образовательное пространство в естественнонаучном образовании обучающихся»

Материалы VII международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки» (Педагогические науки) Том 18

Июнь,

2011 г.

 

 

Международный, София

32.

Работа «Формирование научной и профессиональной компетентности обучающихся на уроках физики через деловые игры»

Материалы VII международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки» (Педагогические науки) Том 19

Июнь, 2011 г.

 

 

Международный, София

33

Статья «Участвуем в конференциях, конкурсах, олимпиадах»

Методический  журнал «Физика» издательства «1 сентября»      № 4, 2012 г. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200801707

2012 г.

 

 

г. Москва

34

О представлении авторского элективного курса «Физика планеты Земля»

Материалы всероссийской конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика»

Март, 2013

 

г. Нижний Новгород

 

35

«Деловые игры на уроках физики»

Материалы всероссийской конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика»

Март, 2013

 

г. Нижний Новгород

 

36

Формирование мировоззренческих компетенций учащихся через электрические и магнитные эффекты в химических средах неживой и живой природы»

Материалы IX Международной научно-практической конференции «Новости передовой науки» Том 24, «Педагогические науки» совместно с Попельницкой С.А.

Май, 2013

 

 

Международный, София

 

 

 

 

37

О развитии  компетенций    старшеклассников при изучении

элективного  курса  «Физика планеты Земля»

Материалы IX Международной научно-практической конференции «Восточное партнерство», «Педагогические науки»

Сентябрь, 2013

 

 

Международный, София

38

Формирование мировоззренческих компетенций учащихся через электрические и магнитные эффекты в химических средах

неживой и живой природы

«Физика в школе», № 7, 2013 совместно с Попельницкой С.А.

Октябрь-ноябрь 2013

 

 

г.Москва

39

"Электрические и магнитные эффекты в химических средах неживой и живой природы. Интегрированный урок: физика, химия, биология. 8–9 классы"

«Химия. 1 сентября» №10/2013 совместно с Попельницкой С.А.

Октябрь, 2013

 

 

г. Москва

40

О представлении авторского элективного курса «Физика планеты Земля»

Психодидактика высшего и среднего образования (Часть 1) Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции

15 – 17 апреля, 2014

 

 

г. Барнаул

41

Физика планеты Земля

(элементарные основы):

элективный курс

Методический  журнал «Физика» издательства «1 сентября»      № 11, 2014 г.

Ноябрь, 2014

 

 

г. Москва

42

 О представлении авторского элективного курса

«Физика планеты Земля» 

Научно - методический журнал «Физика в школе» № 7, 2014

Ноябрь, 2014

 

 

Г. Москва

43

Игровой подход как дидактическая структура  в  формировании  научной и профессиональной компетентности обучающихся на уроках физики.

«Вестник Алтайской государственной педагогической академии»

Ноябрь, 2014

 

 

г. Барнаул

44

Развитие исследовательских компетенций учащихся через их участие в научно-исследовательских экспедициях.

Электронный научно –образовательный журнал «Академиан»

Декабрь, 2014

 

 

г. Обнинск

45

 Авторский элективный курс «Физика планеты Земля (элементарные основы)»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (Ассоциация творческих педагогов России) www.educontest.net

Февраль, 2016

 

 

 

46

И опять о I законе термодинамики

Методический  журнал «Физика» издательства «1 сентября»      № 03, 2016 г.

Март, 2016

 

 

г.

Москва

 

Предлагаю свои наиболее интересные публикации

 по физике и астрономии.

 

О создании системы единого астрофизического образования

Урок «Сила тяжести на других планетах»

Урок творческих задач

Элективный курс «Физика Земли»

Формирование научной компетентности через деловую игру

Коллективный проект «Полет к экзопланете»

В поисках озер метеоритного происхождения

Семинар «Ускорение свободного падения»

Урок  «Памяти ученых…» (для 11 класса)

Первый урок после каникул…

Урок - деловая игра «Строим дом»

 

 1.  О создании системы единого астрофизического образования.    Скачать !

1)    Авторский  элективный курс

«Физика планеты Земля  (элементарные основы)»

Заслуженный учитель РФ,

 г. Нижний Новгород, лицей, г. Бор

tyuk2001@mail.ru

 

                Приводится обоснование  важности введения в образовательный учебный план  элективного курса «Физика планеты Земля (элементарные основы)», оценивается  роль  и место курса, его значимость в формировании  важных для выпускника школы мировоззренческих компетенций.

 

            Ключевые слова: элективный курс, планета Земля, естественнонаучное мировоззрение, компетентности.

 

            Человечество достигло «космического» уровня развития цивилизации. Знания основ астрофизической картины мира, знания о планете Земля   школа обязана передать младшему поколению.

            Какой объем составляет сегодня естественнонаучный  материал в средней общеобразовательной школе? Контент - анализ обработанной информации (по данным учебных планов  современной общеобразовательной школы) приводит к следующим выводам:

1.   Общий процент естественнонаучного материала от общего числа часов (по классам) составляет в средней общеобразовательной школе 11,8%. В 7-9 классах доля естественнонаучных предметов возрастает до порядка 20%.

2. Общий процент материала сведений о планете Земля от общего числа естественнонаучных  часов составляет 18,8%. Наибольший  объем этой информации учащиеся получают в 5-6 классах.

3.   Общий процент материала сведений о планете Земля от общего числа учебных   часов составляет всего 2,3%.

            Значит,   объем  основополагающих элементов научного знания мировоззренческого характера в средней школе средствами естественнонаучного материала, а, тем более,  о планете Земля - недостаточен. К тому же, из этой системы на сегодня выпало важное звено – учебный предмет «Астрономия».

            Интересны результаты анализа программ естественнонаучных учебных предметов средней общеобразовательной школы с точки зрения формирования компетенций о планете Земля. А, именно,:

Окружающий мир (начальная школа):

 (Из требований ФГОСов начальной школы II поколения) «…Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира…» (1)

К  5 классу учащиеся получают только отрывочные, не закрепленные практическими заданиями сведения о планете Земля. Только 9% материала из учебного предмета «Окружающий мир» имеют отношение к планете Земля.

Природоведение: 20% от учебного курса дает информацию о планете Земля. Для закрепления материала предлагается очень мало задач и заданий.

            К 10 классу основная  часть этого   материала забыта.

Биология: 10% учебного материала посвящено проблемам жизни на Земле, экологическому состоянию Земли. Осознание экологического состояния планеты Земля у учащихся идет за счет разделов «Экологии» в 9 и 11 классах.

География: 35% учебного времени посвящены изучению оболочек Земли (только в 6-8 классах). Практика показывает, что из-за малого числа часов закрепление обширного географического материала -  недостаточное. И к 10 классу остаются «верхушки» понятий, отрывочные сведения. Обобщенная мировоззренческая картина мира для учащихся – неясная.

Химия: 10% учебного материала дает  краткие сведения о: о химических элементах в составе воды и примесях, в земной коре; растворимость веществ в воде. Но в чисто абстрактом подходе, не акцентируя важность этой информации для изучения планеты Земля.  Об экологических проблемах загрязнения оболочек Земли поднимается вопрос в 10-11 классах.

Физика:  14 % учебного времени посвящено теоретическим вопросам физики, которые в применении к физическим параметрам Земли помогли бы более глубоко формировать научное мировоззрение учащихся.  А весь курс астрономии, описывающий ближний космос и взаимодействие планеты Земля с космическими телами  представлен только разделом «Строение Вселенной» (7 ч.) (11 кл.). (2). Сам курс астрономии из курса средней школы убран.

Математика: 5-6 кл. -  (0,45%) дает материал о размерах  окружающего нас мира, длины окружности, площади и объема  шара. Но все сведения в применении к описанию параметров Земли  учитель «волен включать или не включать».

11  кл. -  (0,45%) дает возможность использовать материал о планете Земля в решении прикладных физических задач (3) (но по желанию учителя).

Информатика: 8-11 кл. –  (4% учебного времени) дает возможность использовать тематику  комплексных презентаций (но по желанию учителя).

           

            А в базовые национальные ценности Концепции фундаментального ядра содержания общего образования (ФГОСы 2 поколения)  включены  такие  важные источники нравственности и научного мировоззрения как «Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля)» (3).

Если подойти к оценке данных сведений с точки зрения формирования ключевых, предметных (частных) и общих (жизненных) компетенций  у обучающихся в современной общеобразовательной школе, то  просматривается  следующее (4):

            Из ключевых  компетенций в школе более всего формируются:

общекультурные, коммуникативные, информационные (коммуникационные), социально-трудовые, учебные. Например, учебные компетенции дают возможность для активного чтения, письма, целеполагания и т.д. Все эти компетенции помогают выпускнику ориентироваться в социуме, осуществлять коммуникативные связи, опираясь на общекультурные ценности человечества.

            Но мир планеты Земля, ближнего и дальнего космоса  остается мало познанным и плохо понятым не только для среднего звена школьников, но и  для старшеклассников. Эти компетенции должны давать  естественнонаучные учебные предметы, объем которых в современной школе, как было проанализировано выше, составляет всего 11,8%.

            Именно поэтому, на наш взгляд, слабо формируются и даже «уходят»  из школьного образования возможности для уверенного формирования таких компетенций, как:

- ценностно-смысловые компетенции - научное мировоззрение, способность видеть и понимать окружающий мир;

- компетенции планирования, систематизации, выводов, реферативно-аналитического мышления;

-  научно-критическое мышление;

-  использование методики решения оценочных задач;

-  компетенции использования  дихотомического (многовариантного) мышления;

-  экспериментальные и практически-расчетные умения;

-  исследовательские мировоззренческие компетенции;

 Об этом говорят не только результаты российских и международных тестирований, но и недостаточная  научная грамотность населения о Земле и взаимодействии планеты Земля с ближним космосом, о проблемах планеты Земля. Например,  40% опрошенных из группы жителей нашей страны выбирали ответ «Солнце движется вокруг Земли»

Одним из путей решения проблемы могут являться элективные курсы (начиная   с 9 класса). Они развивают и дополняют школьное содержание образования, расширяют мировоззрение и компетенции обучающихся.

Понятно, что система межпредметных  мировоззренческих естественнонаучных элективных курсов должна отражать систему наук о природе. И это не только астрономия, но и науки о Земле.

Поэтому и существуют, например, в Российской Федерации в МГУ кафедра «Физики Земли», в США в Колумбийском университете - Обсерватория Земли.

            В нашей стране создано  много  различных по тематике и направленности интегративных элективных курсов по физике, астрономии. Учителя  физики во всех регионах страны творчески подходят к обучению и воспитанию учащихся и создают свои авторские элективные курсы (9-11 кл.) (10).

Например:

  • К.Ю. Богданов, г. Москва,  «Синтез наук – оружие познания XXI века», «Физика,1 сентября» № 21/2005
  • Проф. Н.С. Пурышева, проф. Н. В. Шаронова, Д.А. Исаев, г. Москва, «Фундаментальные  эксперименты  в физической науке»  (утверждено    Министерством образования РФ).
  •  Г.Л. Савинкова, г. Самара, «Измерения в физике», nsportal.ru/savinkova-galina-lvovna     
  • Р.Я. Симонян, А.П. Попова, г. Челябинск,  «Занимательная Вселенная», «Физика 1 сентября» № 16/2006
  • С. В. Парамонов, г. Абакан,  «Элементы небесной механики»,«Физика,1 сентября» № 15/2009
  • В.А. Орлов, С.В. Дорожкин, «Плазма – четвёртое состояние вещества» (утверждено  Министерством  образования РФ), «Физика 1 сентября» № 3/2005
  • М.Н. Терещенко, г. Талнах, «Человек и космос», «Физика 1 сентября», № 13/2007
  • Н.В. Тишаева, г. Орёл, «Физические законы вокруг нас», «Физика 1 сентября»,                № 06/2008
  • В.И. Есин, Запрудновская СОШ, Нижегородская обл., «Эволюция звёзд», «Физика 1 сентября», № 10/2007
  • Ю.В. Масленникова, г. Нижний Новгород, «Астрономия», 6 кл. , myshared.ru
  • Ю.В. Масленникова, г. Нижний Новгород, «Становление естественнонаучной картины мира», 10-11 кл., myshared.ru

Очень интересны курсы, разработанные  учителем физики Н.В. Тишаевой «Физические законы вокруг нас», учителем физики и астрономии В.И. Есиным «Эволюция звезд»,  Заслуженным учителем, к.п.н., учителем физики и астрономии   Ю.В. Масленниковой.  

            Но мы считаем, что в этих курсах нет единой системы сведений о планете Земля, нет единой базы для полного формирования выше перечисленных компетенций.

 

Помочь  в более активном формировании мировоззренческих и других знаний,  умений,   компетенций о нашей планете,  ее месте во Вселенной и  сохранении и развитии жизни  может элективный курс для учащихся 10-х (можно и в 9)  классов «Физика планеты Земля (элементарное введение)». Используя знания по основным  школьным естественнонаучным предметам, ребята создадут для себя стройную картину сведений о Земле, научатся строго рассчитывать и объяснять ее физические характеристики, глобальные явления на ней и ближайших небесных телах.

Элективный курс «Физика планеты Земля (элементарные основы)» хорошо «укладывается» в раздел учебного плана школы «Естествознание», помогая, прежде всего, расширять базу материала о Земле, закреплять уже известные сведения, формировать научно-мировоззренческие компетенции, так важные для учащихся в 21 веке. Если  курс проводится в профильном физико-математическом классе, то эффект от такого элективного курса усилится, так как компетентностная база учащихся становится выше.

           

Роль курса «Физика планеты Земля (элементарное введение)» важна  в интеграционных связях почти со всеми учебными предметами в старшей школе. Курс «Физика планеты Земля» построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках физики, математики, географии, химии, биологии, природоведения. Но он и расширяет знания, умения и компетенции в области других учебных предметов, интегрируясь  с физикой, с астрономией, с математикой  и другими естественными дисциплинами. Значит, он обогащает и другие учебные предметы. На рисунке 1 схематично показаны взаимосвязь – влияние нашего элективного курса  на другие учебные предметы и  наоборот (обозначено % - ое содержание учебного материала, связанного с компетенциями о планете Земля).

 

 

  

Рис.1

 

 

I.                     Формирование компетенций методами и средствами курса

           

             Именно  элективный курс «Физика планеты Земля (элементарные основы)» в 10 классе (при достаточно сформированнных учебных  компетенциях) (5 – 9) дает возможность формировать следующие компетенции в свете деятельностного  и личностно-ориентированного  подхода:

  • Формировать научно-критическое мышление  в таких темах, как, например:

Образование планетной системы; Оценка эффекта таяния льдов на Земле; Суточное вращение Земли; Изменения видимости звездного неба с учетом прецессии; Солнечные и лунные затмения; Инверсии магнитного поля, «блуждание» магнитного поля; Роль внешних космических тел в эволюции поверхности и массы Земли; Способы космической безопасности Земли; Иные формы жизни во Вселенной.

  • Совершенствовать компетенции: читательские, планирования, систематизации, выводов, реферативно-аналитического мышления в таких темах как, например:

            Образование звезд и звездных систем; Сферы Земли; Электрические токи в сферах

            Земли (вулканы, землетрясения, ураганы, грозы); Сравнительная характеристика

            условий для жизни на планетах Солнечной системы.

  • Использования методики решения оценочных задач - во всех темах курса.       
  • Формирования компетенции использования линейного и дихотомического (многовариантного) мышления (методики многовариантного поиска решения проблемы, нахождения оптимального варианта):

В практических работах, связанных с оценкой параметров Земли; Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосфера Земли. Сферы Земли; Роль внешних космических тел в эволюции поверхности и массы Земли; Способы космической безопасности Земли; Физика молекул жизни (о кристаллической структуре ДНК);

Иные формы жизни во Вселенной;

  • Совершенствовать экспериментальные и практически-расчетные умения - во всех практических работах.
  • Активно формировать мировоззренческие компетенции (особенно в темах):

Введение (Образование звезд, планетных систем); Образование планеты Земля; Взаимодействие планеты Земля с космическими телами; Особенности планеты Земля.

  • Развивать интеллектуальные и исследовательские компетенции: во всех темах курса; по направлениям выбранных индивидуальных творческих (учебно-исследовательских)  работ.
  • Проявлять деятельностный подход  при активных педагогических технологиях – на протяжении всего курса.
  • Использовать базу курса для подготовки к ЕГЭ - во всех темах курса, используя межпредметную интеграцию.

            Методика формирования компетенций предусматривает оптимальное применение активных педагогических технологий, методов, приемов через деятельностный подход:

-  в классно - урочной системе  (проблемное обучение, лекции с использованием  блочной технологии, практикумы, тренинги, лабораторно - практические занятия, семинары, деловые игры, информационные технологии);

- в системе индивидуального взаимодействия учителя с обучающимися  (включая дистанционное  образование) через  проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося (подготовка проектных, экспериментальных,  научно-исследовательских, реферативных работ; участие в конкурсах, конференциях, интернет - проектах и др.);

- в системе дополнительного образования  через связи с объектами культурно - научного назначения городского, регионального и российского уровней (с ВУЗами, научно-исследовательскими центрами, с государственными и некоммерческими центрами дополнительного образования, с  научными музеями, планетариями и др.)

 

Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена не только деятельность учащихся по теоретическому научному познанию планеты Земля, не только практическая деятельность по решению задач, выполнению творческих заданий и исследовательских работ, но и созданы условия для реализации компетентностного подхода в естественнонаучном и экологическом  образовании старшеклассников.

 

Цель курса:

- Сформировать у обучающихся цельную единую картину научных сведений о планете Земля, удовлетворяя индивидуальные познавательные интересы обучающихся в процессе их познавательной и творческой деятельности.

- Формировать или продолжать всесторонне развитие всех возможных в условиях курса компетенций.(5 - 9)

Программа элективного курса «Физика планеты Земля (элементарные основы) » (10 - 11 класс, 35 ч./70 ч.) содержит разделы:

·         Введение (Образование звезд, планетных систем);

·          Образование планеты Земля;

·          Кинематика движения планеты Земля;

·          Динамика движения планеты Земля;

·          Система Земля - Луна;

·          Магнитное и электрическое поля планеты Земля;

·          Взаимодействие планеты Земля с космическими телами;

·          Особенности планеты Земля.

Очень важна практическая составляющая курса. В программу введены  27 практических работ, семинары, деловые игры,   экскурсии,  защита творческих учебно - исследовательских проектов.

Для формирования межпредметных компетенций обучающихся образовательных учреждений очень важно использовать научно - методическое образовательное пространство всего региона: научно-исследовательские центры, планетарии, научные музеи и т.д. Сотрудничество с ними, вовлечение обучающихся в мероприятия (олимпиады, конкурсы, конференции, научно-практические школы) оказывают большую помощь в освоении элективного курса «Физика планеты Земля (элементарные основы)».              

            Модернизация  современного школьного образования еще сохраняет естественно - научную базу  программы, и в этом может активно помочь элективный курс «Физика планеты Земля (элементарное введение) ».

            Для 21 века очень важно оптимально и рационально использовать время обучения. Учащиеся, заканчивая  школу, еще не скоро  осознают, что такое планета Земля и свое место и роль на ней, а  в курсе «Физика планеты Земля» они  уже активно подойдут к этому осознанию!

 

II.                Результативность  элективного курса

«Физика планеты Земля (элементарные основы)»

 

Результаты изучения курса  соответствуют  «Требованиям к уровню подготовки выпускников»:

·         компетенции обучающихся  формируются  в свете деятельностного  и личностно-ориентированного  подхода;

·         формируются  компетенции, значимые для  социализации выпускников;

·         формируется  мировоззрение, позволяющее правильно ориентироваться в окружающем мире, правильно оценивать  состояние ноосферы планеты Земля;

·         воспитывается  творческое отношение к действительности, востребованное в обществе.

        Мониторинг результативности образовательной деятельности автора данного курса и уровня обученности  четырех   выпусков обучающихся по    элективному  курсу «Физика  Земли» дает   положительный результат. При изучении курса наблюдалась   высокая  познавательная  активность и  продуктивная творческая исследовательская  деятельность обучающихся. За  2005 – 2012 г.г. 108 чел. обучающихся имели 100% степень обученности при уровне качества обученности  82%, подготовлены победители и призеры олимпиад по физике и астрономии:  33 – муниципального,  9 – областного и 4 – российского уровней; призеры открытой  городской олимпиады по астрономии, астрофизике и физике космоса ИПФРАНа; более 100 человек - победители и призеры различных конкурсов научно-исследовательских работ, многие учащиеся – участники научно-исследовательских экспедиций.

            Анализ ответов в анкетировании обучающихся и их родителей показывает положительное отношение обучающихся и родителей к изучению курса. При его изучении преобладал уровень  легкого усвоения материала курса, в анкетах предпочтение в изучении курса было отдано  выполнению практических работ. Родители отметили объективную социальную и образовательную  пользу.

            Автор работает  над   созданием полного УМК для учителя и обучающихся, в том числе, учебного пособия для учителей и обучающихся   «Физика планеты Земля (элементарные основы)». Первая часть книги «Физика планеты Земля (элементарные  основы)» и «Проектирование учебного курса» (часть 1) выпущены в пробных экземплярах (см. Фото)

 

Т. Кузьмичева

 

ФИЗИКА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

(элементарные основы)

  ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (Часть I) 

 

г. Нижний Новгород

2014 г.

          

 

 

 

 

 Приведем пример содержания.    

Содержание программы элективного курса  «Физика планеты Земля»

(9, 10 класс, 35 ч./70 ч.)


 

I. Введение (5ч./9ч.) 

Образование звезд и звездных систем. Образование звезд I и II поколения. Физические характеристики звезды Солнце. Типы и эволюция звезд. Образование планетной системы.

Практические работы:

  1. Оценка массы и размеров протозвезды.
  2. Оценка физических характеристик Солнца.
  3. Работа по диаграмме Герцшпрунга-Рассела.
  4. Применение закона сохранения импульса и момента импульса для описания динамики вращающейся системы.

 

II. Образование планеты Земля (5ч./ 8ч.)

Формирование земного шара, структура Земли, сферы Земли.

Оценка размеров и формы Земли. Оценка массы и плотности земного шара.

Поверхность Земли, методы определения высоты гор на планетах земной группы.

Практические работы:

1/5.  Методы определения радиуса Земли.

2/6.  Оценка формы Земли гравитационным методом.

3/7.  Определение массы Земли.

4/8.  Методы определения высоты гор на планетах.

5/9.  Оценка массы  и средней высоты атмосферы Земли.

6/10. Оценка массы и объема воды на земном шаре.

7/11. Оценка эффекта таяния льдов на Земле.

 

III. Кинематика движения Земли (7ч./ 13ч.)

Суточное вращение Земли. Опыт Фуко, Кориолисова сила. Заход и восход светил. Рефракция.

Годичное движение Земли. Звездное небо. Созвездия. Эклиптика. Наклон оси вращения Земли к плоскости эклиптики. Движение Солнца по небесной сфере Земли. Экваториальные небесные координаты.

Законы Кеплера. Следствия из законов Кеплера.

Практические работы:

1/12. Доказательства суточного вращения Земли с помощью маятника Фуко.

2/13.  Наблюдения суточного вращения небесной сферы.

3/14.  Оценка эффекта рефракции Солнца.

4/15. Доказательство годичного движения Земли методом годичного параллакса звезд.

5/16. Изучение звездного неба. Созвездия разных времен года как доказательства годичного вращения Земли.

6/17.  Применение законов Кеплера для оценки физических характеристик движения планет и их спутников.

 

IV. Динамика движения Земли (4ч./ 7ч.)

Закон всемирного тяготения. Космические скорости. Точки либрации. Колебания земной оси. Прецессии.

Практические работы:

1/18.  Расчет космической скорости относительно Земли и Солнца.

2/19.  Описание поведения вещества в точках либрации.

3/20.  Изменения видимости звездного неба с учетом прецессии.

 

V. Система Земля - Луна (5ч./ 8ч.)

Определение расстояния от Земли до Луны.

Движение, периоды обращения и фазы Луны.

Солнечные и лунные затмения.

Приливы.

Роль Луны в прецессии земной оси и нутации.

Практические работы:

1/21.   Наблюдения смены лунных фаз.

2/22.   Программа наблюдений солнечных и лунных затмений.

3/23.   Оценка приливных эффектов на Земле.

 

VI. Магнитное и электрическое поля Земли (3 ч./5ч.)

Магнитосфера Земли. Инверсии магнитного поля, «блуждание» магнитного поля. Радиационные пояса Земли. Магнитные бури и причины их возникновения.

Ионосфера Земли. Сферы Земли. Электрические токи в сферах Земли (вулканы, землетрясения, ураганы, грозы).

Практическая работа:

     1/24.    Оценка и изучение магнитного поля Земли.

 

VII. Взаимодействие с космическими телами (3ч./6ч.)

Метеорные тела, кометы, астероиды. Роль внешних космических тел в эволюции поверхности и массы Земли.

Практические работы:

1/25.    Оценка мощности удара метеороида.

2/26.  Физические характеристики метеоритных кратеров и методы их обнаружения.

3/27.    Анализ орбит астероидных тел.

4/28.    Способы космической безопасности Земли.

 

VIII. Особенности планеты Земля (1ч./5ч.)

Физика воды на Земле (особые свойства молекул воды).

Физика молекул жизни (о кристаллической структуре ДНК)

Сравнительная характеристика условий для жизни на планетах Солнечной системы. Иные формы жизни во Вселенной.

Итоговая контрольная работа по курсу (2ч.)

 

Защита индивидуальных творческих работ – (в процессе уроков/ 2 ч.)

 

Экскурсии –  во внеурочное время / 5 часов

В планетарий, обсерваторию, эколого-биологический центр, Нижегородскую радиолабораторию, лаборатории НИИ и др.

    

 

III.               Литература

  1.  «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова, М., «Просвещение», 2011
  2. Элективный курс по физике «Физика Земли» (10 класс), Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября»   2005/2006, г. Москва
  3.  «Из опыта работы по элективному курсу «Физика Земли», методический  журнал  «Физика» издательства «1 сентября» № 16 , 2007 , г. Москва
  4. «Элективный курс «Физика Земли»        «Новые технологии в преподавании астрономии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2009, г. Н. Новгород
  5. «Физико-астрономическое образовательное пространство в естественнонаучном образовании обучающихся», Материалы VII международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки» (Педагогические науки), Том 18,Июнь, 2011 г., София.
  6.  Обзор журналов  «Физика – 1 сентября»: http://fiz.1september.ru; «Физика в школе».
  7. О представлении авторского элективного курса «Физика планеты Земля». Материалы всероссийской конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика»,    Март, 2013,    г. Нижний Новгород
  8. О развитии  компетенций    старшеклассников при изучении элективного  курса  «Физика планеты Земля». Материалы IX Международной научно-практической конференции «Восточное партнерство», «Педагогические науки», Сентябрь, 2013            , София.
  9. «Психодидактика высшего и среднего образования» (Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции), г. Барнаул,2014, «О представлении авторского элективного курса «Физика планеты Земля», Т.Ю. Кузьмичева.
  10. О представлении авторского элективного курса «Физика планеты Земля», научно - методический журнал «Физика в школе» № 7, 2014.
  11. «Физика планеты Земля (элементарные основы): элективный курс», методический  журнал «Физика» издательства «1 сентября»,  № 11, 2014 г.

 Элективный курс " Физика планеты Земля"

Cмотреть презентацию.

 

2) Деловые игры.

Т. Ю. Кузьмичева

Заслуженный учитель РФ, учитель физики и астрономии,

МБОУ лицей г. Бор Нижегородской области

tyuk2001@mail.ru

 

Игровой подход как дидактическая структура  в  формировании  научной и профессиональной компетентности обучающихся на уроках физики.

Аннотация:

Технология деловых игр  слабо  освоена и недостаточно   используется учителями в образовательном процессе. Для  формирования научной и профессиональной компетентности обучающихся на уроках физики  применение данной технологии дает положительные результаты в любом классе: как в классе углубленного обучения, так и в общеобразовательном. Технология деловой игры  реализует  компетентностно  - деятельностный  подход, где  акцентируется  внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, используя эту усвоенную информацию. Оценивается роль игрового подхода (как дидактической структуры в системе методологических подходов к обучению) в формировании  научной и профессиональной компетентности, показывается   важность применения технологии деловых игр для усиления роли физики  в формировании компетенций  современных школьников.

            Приведены  примеры применения иммитационной,  деятельностно - практической  игры  в формировании  и развитии  ключевых общепредметных научных и  экологических компетенций.

 

Ключевые слова: игровой подход, компетентностно  - деятельностный  подход, научные и профессиональные компетенции, деловая игра, научная лаборатория, защита презентаций.

 

Abstract:

Technology business games poorly mastered and used by teachers in the educational process. For the formation of scientific and professional competence of the enrolled in lessons of physics this technology gives positive results in any class: as a class, in-depth training, and general education. Gaming technology implements competence-activity approach, which focuses on educational results, and as a result is not the amount of information, and learnt the ability of a person to act in different situations, using this information to usvoennuû. Evaluates the role gaming approach (as the didactic structure in a system of methodological approaches to learning) in the formation of scientific and professional competence, demonstrates the importance of the application of the technology of business games to enhance the role of Physics in the formation of the competences of the modern school.   Provides examples of using the immitacionnoj, practical action-games in the formation and development of key scientific and environmental obŝepredmetnyh competencies.

Keywords: gaming approach, competence-activity approach, scientific and professional competences, the business game, science laboratory, Defense presentations.

 

 

 

 

 

 

 

1.      О терминологии: компетенции и деловые игры

 

Заглянем на любые обучающие курсы или  семинары, где готовят специалистов для выполнения конкретных профессиональных операций. И мы увидим, что   основная деятельность обучающихся проходит в самостоятельной работе, в тренингах, в деловых играх. Будущие специалисты оттачивают свои умения для того, чтобы стать компетентными в своей области деятельности.

 Технология деловой игры  реализует компетентностно – деятельный  подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, используя эту усвоенную информацию.

Также, технология любой  игры реализует проблемный подход. Так как деловая игра  дает возможность  разрешать  проблемную  ситуацию,  требующую от  человека необходимость сделать выбор, принимать решения.

Из  модификации деловых игр в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций (общенаучных, профессиональных, социальных, политических и т.д.) нам интересны  деятельностно - практические игры   [2].

            «Истинная физика – та, которая сумеет включить человека в цельное представление о мире»…- рассуждает П. Тейар де Шарден.

А именно это и требуется для человека ХХI века. Известно, что роль физики  в формировании компетенций  современных школьников не просто велика, а одна из самых  значительных. Выделим роль деловой игры на уроках физики в формировании научной и профессиональной компетентностей.

 

2.      Пример  применения технологии деловых игр на уроках физики

На уроках физики педагогические деловые игры могут по классификации Г. К. Селевко быть следующими  [2]:

·         По характеру деятельности – интеллектуальные, имитационные;

·         По характеру педагогического процесса – разнообразные:

 

Обучающие

Тренинговые

Контролирующие

Обобщающие

Познавательные

Воспитательные

Развивающие

Исследовательские

Репродуктивные

Продуктивные

Проектировочные

Творческие

Коммуникативные

Диагностические

Профориентационные

·         По игровой среде:

Без предметов,

 с предметами

Комнатные,

 на местности

Компьютерные,

Телевизионные,

ТСО,

Телекоммуникационные

Технические,

Со средствами передвижения

 

·         Профориентационные функции:

На уроках физики мы можем имитировать элементы  работы для  некоторых профессий. А это важно для активной и неформальной  профориентационной работы школы.    

·         Компетенции:

На уроках физики через  игровую  технологию могут активно формироваться      ключевые (научные  и профессиональные) компетенции, часто  претендующие на общепредметные, так как  в  деловой  игре  осуществляется и межпредметная интеграция. Приведем пример одной из деловых игр.

 

 

 

3.      Пример  применения технологии деловых игр на уроках физики

Урок – деловая игра «Институт Физики Земли» [3]

(игра – имитационная, деятельностно - практическая)

(8,10 классы, авторский курс «Физика планеты Земля»)

Цели урока:    формировать и развивать ключевые общепредметные компетенции (научные, экологические).

Задачи урока:

1. вовлечь обучающихся в активную форму деятельности: имитационно  – ролевую игру, в которой «работают» специалисты: ученые – физики,  инженеры, экологи;

2.повторить в процессе урока основные теоретические сведения по теме «Тепловые явления»;

3.формировать  основные навыки быстрого включения в деятельность группы, правильные коммуникативные навыки общения;

4.учить четко, доступно и правильно презентовать результаты своей работы.

Оборудование к уроку: в\ролик  «Планета Земля», презентация к уроку; проектор, компьютер; раздаточный материал – тексты заданий для групп – лабораторий; научно-популярные  статьи из газет по теме урока; рейтинговый ситуационный анализ презентаций (на доске – в виде таблицы)

Проблемная ситуация:

Демонстрацию видеоролика  «Планета Земля» комментирует учитель:

  • наша планета не так уж и велика:  ¾ ее литосферы покрывают   мировые воды, всего ¼ поверхности  - суша (много гор, пустынь),  а   ее воздушная оболочка и совсем не видна из космоса;
  • из всей массы мировых вод только 4% - пресные воды;
  • тонкая воздушная оболочка Земли – атмосфера - загрязняется промышленными отходами, выхлопными газами, -  нагревается;
  • литосфера Земли эволюционирует, и как ни удивительно, большую роль в этом играют не только вулканические и сейсмические процессы, но и непрерывная метеоритная «бомбежка» поверхности Земли (масса Земли ежегодно возрастает на 150  тонн -  за счет космического вещества).

Научно-исследовательский   «Институт «Физики Земли» уже давно (раньше журналистов)  обеспокоен техногенными процессами,  просит лаборатории провести серьезные расчеты и опровергнуть или подтвердить выступления  журналистов.

Задания лабораториям:

  1. В лабораторию мировых вод  Земли:

Задания:

1.        Прочитайте статью журналиста о будущем  льдов в Антарктиде.

2.        На земном шаре покровные льды сосредоточены в основном поровну в Антарктиде и Гренландии. Оцените, какое количество теплоты, полученное Землей от Солнца и парникового эффекта, может растопить эти холодные льды? Какие будут последствия на Земле после этого? (Для оценки используйте географические карты Земли).

                                                                                                                                       

                                    Подсказки:

а) Считайте толщину льдов порядка 1 км. Оцените площадь льдов по карте. Найдите объем льдов.

б) Используя знание физических формул, найдите количество теплоты.

в) Оцените, распределив полученную воду по всей поверхности Земли, высоту подъема воды.

3.        Оцените реальность выводов, проведенных журналистом.

 

 

  1. В лабораторию атмосферы Земли:

                                                          Задания:

  1. Прочитайте статью журналиста о глобальном потеплении (в том числе и атмосферы).
  2. Оцените, на сколько градусов нагреют атмосферу Земли все автомобили за один год, если их  средний коэффициент полезного действия составляет 30 %. Какие последствия могут быть?

Подсказки:

а) Считать, что за одну секунду топливо в цилиндре при сгорании выделяет 1000 Дж.

б) Оценку числа автомобилей на Земле произведите сами, используя знания по географии и математике.

в) Оцените массу атмосферы сами, взяв нужные параметры из таблиц.

  1. Оцените реальность опасности для атмосферы  от автомобилей.

 

                                            

 

 3. В лабораторию литосферы Земли:

 

Задания:

  1. Прочитайте в статье специалиста  (Интернет: email: venjamin@icom.ee
    URL: http://www.aai.ee/~vladislav)  о процессе образования ударных кратеров при падении метеорного тела и последствиях удара.
  2. Рассчитайте массу и  энергию, выделяющуюся при падении железного метеорита размером 10 м, 100м.
  3. Опишите сценарий такого процесса взаимодействия метеорного тела с литосферой.
  4. Используя таблицу из статьи, сравните это энерговыделение с другими природными явлениями.

                                                              Подсказки:

    • Примите  форму метеорного тела за шар.
    • Плотность железного метеорита найдите в таблице.
    • Скорость тела оцените сами.

 

           

 

Предложите идеи защиты человечества от метеоритной и астероидной опасности.

 

Защита презентаций.

 

Выступления лидеров групп – это защита своих оценочных проектов. Рейтинговый ситуационный анализ проводится  в виде обобщающей таблицы с типичными показателями:

 

Лаборатория

Защита презентации

Ответы на вопросы

Активность группы при защите и рецензиях

Общее число           баллов

Мировые воды Земли

 

 

 

 

Атмосфера Земли

 

 

 

 

Литосфера Земли

 

 

 

 

        

Примерные образцы ответов, данных  группами  – лабораториями.

1. Лаборатория  мировых вод  Земли.

Высота воды оценивается:  h=32 м.

Это будет выглядеть так: огромные территории будут затоплены водой. Среди них окажутся как плодородные сельскохозяйственные земли, так и  экономически значимые портовые города, жилые районы Европы, Азии, Америки. А это – катастрофа для жителей Земли.

2. Лаборатория атмосферы Земли.

Расчеты дают  изменение температуры за год  - T: T = , T=0,0020 .

А за 100 лет атмосфера нагреется на 0,2 градуса,  - это уже опасно!

В СМИ приводятся сведения, что за ХХ век температура повысилась приблизительно на 1 0.

Значит, вероятно, одна из причин изменения климата – нагрев атмосферы Земли выхлопными газами тепловых двигателей.

3.                  Лаборатория литосферы Земли.

1.      Расчеты дают следующее: энергия, выделяющаяся при взрыве,:

 При  размерах в 10 м выделится  2246,4 х 1012 Дж.

А при размерах в 100 м выделится  2246,4 х 1015 Дж.

    2. Сценарий процесса:

  • Ударный эффект
  • Резкий нагрев воздуха, пожары
  • Выброс большого объема земных пород
  • Воздушная ударная волна
  • Сплав земных и космических пород (образование импактитов)
  • Резкое изменение формы поверхности, образование кратера
  • При наличии  источников грунтовых вод – образование озера
  1. Энерговыделение Е1 = 2,2 х 10 15 Дж и Е2 = 2,2 х 10 18 Дж  можно сравнить с землетрясениями  в 8-9 баллов.

Явление

Земля получает от Солнца в год

Взрыв вулкана Тамбора в 1815 году

Все землетрясения за год

Самая мощная термоядерная бомба

Землетрясение 8,5 баллов

Энергия

5,2·1024 Дж

>1023 Дж

1019 Дж

4·1017 Дж

1,5·1017 Дж

 

Космические тела размером больше 10 и меньше 100м падают на планету раз в 1000 лет. (Источники этих данных – см. ссылки на Интернет).

 

 

  1. Примеры других игровых занятий.

Наиболее тщательно разработанные и проведенные неоднократно на практике следующие:

1.           «Сила тяжести. Сила тяжести на различных небесных телах»

 (изучение нового материала,7,9,10 классы; в авторском курсе «Физика планеты Земля») (Туристские  менеджеры  агентства  «Нижний-Вселенная-Тур») [4]

2.         «Работаем на  строительной  площадке» -     (обобщение  знаний по курсу физики 7 класса в практическом   применении) [5]

3.       «Строим дом» (обобщение знаний по теме «Тепловые явления»; 8,10 классы) [6]

4.      «Виртуальный космический полет к экзопланете»  (10,11 классы; в авторском курсе «Физика планеты Земля;   в системе дополнительного  образования) [7,8]

5.      «Определение ускорения свободного падения» (9,10 кл.; в авторском курсе «Физика планеты Земля») [9]                     

6.      «В лабораториях спектрального анализа» (изучение нового материала, выполнение прикладных заданий; 11 класс) [10]

7.      «Памяти ученых: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого»…»  (в рамках поликультурного образования оценивается деятельность ученых - физиков Англии как образец высочайшего творчества разума и  величайшего трудолюбия; 11 класс). (Формирующие компетенции:  умение применять знания в нестандартных ситуациях) [11,12]

8.      «Виртуальная экскурсия на оптико-механическое производство» (обобщение знаний по теме «Оптика»; 8,11 классы)

9.      «Как уберечь человечество от землетрясений» (заседание комитета экспертов ООН по управлению глобальной геопространственной информацией) (9, 11 кл. по теме «Механические колебания и волны»;  в авторском курсе «Физика планеты Земля»)                      

10.  «Что? Где? Когда?», «Знатоки»  (посвящение в  космонавтику) (7-11 классы, на уроке    и в системе дополнительного образования; в авторском курсе «Физика планеты Земля»)     

11.   Уроки  авторских творческих задач по авторским материалам и материалам  Интернета. [13]

5.    Выводы из анализа практического применения игровых технологий на уроках физики

 

А)        Серьезные научные расчеты помогают в формировании научной физической, астрономической, географической,  экологической и других естественно – математических   компетенций.

            Б)        Обучающиеся учатся оценивать компетентности авторов газетных и журнальных статей, других печатных источников.

В)        Деловые игры на уроках физики и астрономии – это не игры, а серьезный тренинг, формирующий ключевые и шлифующий общие компетенции.

Г)        Деловые игры   учат видеть настоящую науку через игру, помогают определиться в жизни  будущим специалистам в науке и технике.

Д)  Деловые игры легко помогают решать все основные педагогические задачи:

обучающие, воспитывающие, развивающие, формирование компетенций, реализацию условий для коллективной творческой деятельности (коммуникативный подход), инициативы.

Специально подобранный образовательный материал  легко вписывается в реальную жизнь, реальную деятельность обучающихся. Расширяются границы жизненного опыта личности.

            Интересно высказывание ученого-физика, педагога с 40-летним стажем, отца 12 детей сэра Оливера Лоджа: «Тренировки ума методами, которые претендуют на преподавание предмета и не учат ему, есть расход драгоценного времени юношества на трудоемкое вскапывание земли и прополку земли, на которой ничего не вырастет; от которой нечего и ожидать плодов. Это не только пустая трата времени, это – преступление; и оно приводит к времяпрепровождению в неэффективной и непродуктивной деятельности; жизненное время расходуется в направлениях, не сулящих выгоды и вводящих в заблуждение  без надежды на какой-либо исход, и с глазами, закрытыми для понимания возможностей роста и прогресса в мире.» (из цикла лекций О. Лоджа  1905 года «Школьное обучение и школьная реформа»). [16]                       Важно прислушаться к мыслям передовых ученых конца 19 века!

 

Литература:

1.                  «Психодидактика высшего и среднего образования: материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции», Барнаул,2014

2.                  Г.К.Селевко  «Энциклопедия образовательных технологий», Том 1, М., НИИ школьных технологий, 2006.

3.                  Кузьмичева Т.Ю.   «Формирование научной и профессиональной компетенций»,  «Физика» «1 сентября» № 8, 2007 г.,  Москва

4.                  Кузьмичева Т.Ю.  Урок – деловая игра - по теме «Сила тяжести. Сила тяжести на различных небесных телах» (7,9 классы). Фестиваль «Открытый урок» «1сентября»,  2006/2007 уч. г.,  Москва

5.                  Кузьмичева Т.Ю.   Разработка  урока «Экскурсия на строительную площадку»                    (7 класс),   «Физика»  «1 сентября»      № 20, 2007 г.,  Москва

6.                  Кузьмичева Т.Ю.  «Строим дом» (8 класс),   «Физика» «1 сентября» № 18, 2005 г.,  Москва

7.                  Кузьмичева Т.Ю.   «Организация обучающихся для подготовки виртуальной

            космической экспедиции к экзопланете через коллективную проектную деятельность»

Тезисы XII Российских Чтений-конкурса памяти С. А. Каплана, Апрель 2009 г.,  Нижний Новгород.

8.                  Кузьмичева Т.Ю.   «Организация виртуальной экспедиции на экзопланету через комплексную коллективную деятельность обучающихся», Всероссийская конференция «Астрономия и культура» (Нижегородский планетарий, Сборник работ), 2009 г.,  Нижний Новгород

9.                  Кузьмичева Т.Ю.    «Определение ускорения свободного падения», «Физика» издательства «1 сентября»,  № 22, 2010 г.,  Москва

10.              Кузьмичева Т.Ю.    «Формирование научной и профессиональной компетентности обучающихся на уроках физики через деловые игры».              Материалы VII международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки» (Педагогические науки),  Том 19, Июнь, 2011г., София

11.                          Кузьмичева Т.Ю.   Обобщающий урок по физике  «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого…» (11 класс), Фестиваль «Открытый урок» «1сентября», 2008/2009 уч. г., Москва

12.               Кузьмичева Т.Ю.   Разработка урока  «Памяти учёных: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого», «Физика» «1 сентября»,       № 2, 2010 г., Москва

13.              Кузьмичева Т.Ю.   «Урок творческих задач по данным Интернета и собственным наблюдениям учащихся», Фестиваль «Открытый урок» издательства «1сентября», 2009/2010 уч. г.,  Москва

14.              Кузьмичева Т.Ю.    «Деловая игра по физике» Фестиваль «Открытый урок» «1сентября», 2007/2008 уч. г., Москва

15.              Кузьмичева Т.Ю.   «Формирование научной и профессиональной компетенций у обучающихся  на уроках физики»  Труды ИПФ РАНа,  май 2008 г.,  Нижний Новгород

16.              М. А. Бражников «Провозвестник эры радио сэр Оливер Лодж» «Физика-1 сентября» №6, 2011 г. (Издательский дом «1 сентября»)

17.              «Деловые игры на уроках физики», Материалы всероссийской конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика», г. Нижний Новгород, НГУ, 2013

 

Презентация "Деловые игры на уроках астрономии"

 

Смотреть презентацию.

Презентация  "И опять о I законе термодинамики"

Смотреть презентацию.

 

Статья " I закон термодинамики"

Читать статью.

1. Развитие творческих способностей учащихся через уид.doc (34.7 Мб)

Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/9B2410EAF03E44F792AF3991A3B08B85 
Файлы будут храниться до 28.03.2016

 

2. "Методический семинар -тренинг по подготовке руководителей учебно-исследовательских работ обучающихся". 

 

Изучить семинар.

 

3.  Урок занимательных опытов или «Галилео+я» (5 класс)

Актуальность темы:

В рамках курса «Физика. Химия» (5-6 кл.) (авт. А.Е. Гуревич  и др.) ребята знакомятся с первыми элементарными физико-химическими понятиями, величинами, изучают на начальном уровне физические и химические явления. И урок занимательных опытов в рамках проекта «Галилео+я» повышает познавательную деятельность учащихся, формирует их активность и уверенность при изучении курса.

Цель урока:

Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся.

 Задачи:

1.      Использовать  знания учащихся о физических и химических явлениях;

2.      Формировать  навыки самостоятельной работы с дополнительной занимательной литературой;

3.      Создать  ситуацию творческой обстановки на уроке;

4.      Поддерживать  высокую познавательную активность интерес к новым знаниям.

  Урок занимательных опытов или Галилео +я.wmv (187 Мб)

Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/B73CDBB4CCA74739877F757500C58057 
Файлы будут храниться до 28.03.2016

Кузьмичева Т.Ю., учитель физики,

учитель высшей категории,  МАОУ лицей г. Бор

4. Внеклассные мероприятия

«Организация, проведение и презентация

научно-исследовательской деятельности учащихся через экспедиции»

(Аннотация к видеофильму)

Кузьмичева Т.Ю., Заслуженный учитель РФ, учитель физики и астрономии,

победитель ПНПО «Лучший учитель года – 2006», лицей, г. Бор

 

Одним из видов внеклассных занятий со школьниками могут являться экскурсии, способные превратиться в экспедиции. Экскурсии и экспедиции  имеют учебно – познавательные, профориентационные, культуроведческие цели и задачи. Самые важные  – это учебно-исследовательские и научно-исследовательские экспедиции.

Сегодня   ФГОСы II поколения  вводят  обязательное для среднего (полного) общего образования:

«…- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Но и до введения этих требований нами был создан  самый  высокий  уровень  внеклассных занятий – уровень научно-исследовательской экспедиционной деятельности. Он   достигнут по научному направлению, заданному старшим преподавателем  Нижегородского педагогического университета Алексеем Константиновичем Киселевым: «Метеоритная гипотеза происхождения группы озер Воскресенского края».

Много  лет  работали школьные научно-исследовательские экспедиции Дзержинской Гимназии №38 над метеоритной гипотезой происхождения группы озер Воскресенского края, а в последние годы - нижегородской школы № 35. Идею подхватили и учащиеся лицея г. Бор. 14 экспедиций было организовано по теме «В поисках метеоритных озер».

Основная цель этих экспедиций: используя созданную нами методику идентификации некоторых озер как метеоритных, найти веские научные доказательства метеоритного происхождения озер Светлояр, Нестияр, Кузьмияр и других  Воскресенского района Нижегородского края 

Как руководителю, автору  приходилось решать многие организационные вопросы:

1.      Организацию проживания и питания

2.      Организацию участия родителей

3.      Взаимодействие с местными жителями, с руководителями

4.      Выход научно-исследовательской деятельности на участие в конкурсах, конференциях

1. Организация внеклассной исследовательской работы.mp4 (68.8 Мб)

Ссылка для скачивания файлов: 
http://files.mail.ru/040A3217FB574EE2BFA52CCE3361E62F 
Файлы будут храниться до 28.03.2016

аннотация к видеорол...
Скачать  36 КБ

 

 

Со временем здесь будут опубликованы все работы.

 

Мои личные данные для связи:

8 905 195 97 00       tyuk2001@mail.ru

Рабочий телефон Нижегородского планетария:

246-77-89 (секр.)

Кузьмичева Тамара Юрьевна

 

 

 

 

 

Web - мастер сайта :

Пигалицын Лев Васильевич : levp@rambler.ru